Полоцкая земля дала много выдающихся личностей, которые внесли огромный вклад в развитие духовной и культурной жизни Беларуси. Одним из них был святитель Симеон – седьмой в сонме епископов Полоцких и впоследствии первый епископ Тверской епархии.
Время сокрыло от нас многое из жизни святителя: доподлинно неизвестно, когда он родился и чем занимался в юные годы. Но сохранились сведения о том, что происходил святитель Симеон из рода князей Полоцких. Родители дали ему хорошее для того времени образование и воспитали в духе христианских добродетелей и любви к святым книгам. И, став юношей, он отказался от суеты мирской жизни и нашёл утешение для своей души в одном из полоцких монастырей. Здесь святитель принял монашеский постриг и смиренно нёс послушание. Неизвестно, когда он был рукоположен в священнический сан, лишь имеются сведения, что, будучи Полоцким епископом, святой Симеон основал за городом Никольский монастырь.
Епископ Симеон управлял паствой, как один из лучших пастырей Церкви. Своими высокими умственными и нравственными качествами он приобрёл всеобщее уважение. В Никоновской летописи указывается, что святитель был «смыслен зело и силен в книгах Божественного Писания, учителен, добротоделен, нищия и сироты и вдовицы жаловаше, и обидимых заступляше, и насилуемых избавляше». Он без боязни говорил правду князьям и вельможам.
История сохранила нам разговор святого Симеона с полоцким князем Константином, который, желая посмеяться над своим тиуном (судьей), спросил за обедом у святителя: «Где будут тиуны на том свете?» Симеон ответил: «Тиун будет там же, где и князь». Князю это не понравилось, и он сказал: «Тиун судит неправедно, берет взятки, мучит людей, а я что худое делаю?». Владыка объяснил ему: «Если князь добрый и богобоязненный, жалеет людей, любит правду и поставит тиуна – человека доброго и богобоязненного, умного и правдолюбивого, то князь будет в раю и тиун его будет с ним. Если же князь без страха Божия, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставляет начальника злого, нерассудительного, а только бы доставлял ему деньги..., то и князь будет в аду, и тиун его с ним».
Несмотря на высокое положение, епископу Симеону пришлось покинуть Полоцкую кафедру из-за враждебных нападок литовских князей, захвативших власть в Полоцке. Владыку сердечно принял тверской князь Ярослав Ярославич, ставший в то время великим князем владимирским и избравший город Тверь своим стольным городом.
Владыка Симеон пользовался не только народной любовью, но и авторитетом среди иерархов Церкви. Доподлинно известно, что он принимал активное участие во Владимирском Соборе, посвящённом вопросам церковного устройства.
Далеко не всегда управление Тверской епархией протекало счастливо. Так, в 1276 году сильный пожар обратил деревянные церкви и жилища в пепел, а спустя несколько лет огненная стихия вновь испепелила все постройки древней Твери. И люди смиренно стали в очередной раз восстанавливать город. Однако их мирному труду порой мешали набеги на тверские окрестности разбойных отрядов из соседней Литвы. И в этих условиях не очерствела и не ожесточилась душа простых людей. Какой сердечной преданностью и любовью владыка Симеон пользовался у мирян, можно видеть из следующего случая: «1286 г. Литва повоева Тверскаго владыки церковную волость Олешню и прочая…». Тогда, как гласит летопись, тверяне сами добровольно собрались и кинулись в погоню за разбойниками, догнали их и отняли всё награбленное.
В последние годы своей земной жизни епископ Симеон прилагал много усилий, чтобы в Твери был возведён каменный собор во имя Спасителя. Благоверный князь тверской Михаил, сын князя Ярослава, употребил все средства, чтобы новый собор строился без замедления и остановок. Но великолепный храм не мог быть воздвигнут скоро. Святитель Симеон, чувствуя, что по старости не доживёт до окончания строительства, освятил в 1287 году в создавшемся храме переносной престол, чтобы иметь возможность проводить богослужения.
Святитель Симеон предал Господу свою душу в 1289 году. В летописи записано: «Преставился блаженный епископ Симеон Тверский… и положиша тело его в церкви Святого Спаса на правой стороне, февраля в 3-й день». Храм же был освящён преемником святителя, епископом Андреем, в 1290 году, и стал кафедральным.
В 1935 году Спасо-Преображенский собор подвёргся разрушению. При этом были утрачены и святые останки первого епископа Тверского Симеона.
По книге
«ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ БЕЛОРУССКОЙ».
Издательство Белорусского Экзархата Московского Патриархата Русской Православной Церкви.
Богослужебные тексты | ||
---|---|---|
Служба | Акафист | Тропарь |
![]() |